flying_bear: (норма)
[personal profile] flying_bear
Любое профессиональное сообщество имеет свои интересы, отличные от интересов общества в целом. Это порождает очевидные проблемы, но иначе ничего вообще не работает. Организмы едят друг друга, паразитируют друг на друге и делают друг другу еще многие гадости, но это не повод перемешать все в однородную протоплазменную мяшу. Мы не на планете Солярис. Да и нет, говорят, такой планеты. Лем все выдумал.

Также и научное сообщество имеет свои интересы и свои механизмы, обеспечивающие его относительную целостность и самостоятельность. Подавляющему большинству народонаселения в любой стране абсолютно по барабану, где и как расположены в комплексной плоскости нули дзета-функции, оно и слов таких не знает, поэтому, если ты хочешь иметь возможность поразмышлять над гипотезой Римана, ты должен ориентироваться на мнение некоторой, достаточно независимой от остального человечества, группы людей, которые одобряют и поддерживают такие размышления. Наука делается не отдельными учеными, а научным сообществом в целом, поэтому очень важно, чтобы связи внутри сообщества были достаточно прочными, а связи с обществом в целом не были разрушительными для внутренних связей. Грубо говоря, физика конденсированного состояния в стране возможна, пока для физиков, занимающихся конденсированным состоянием, различие взглядов на механизм высокотемпературной сверхпроводимости более значимо, чем разногласия в оценке результатов и перспектив текущей политической деятельности товарища Незнайки и господина Спрутса.

Именно так (более-менее) работало советское теорфизическое сообщество. Отношение к войне в Афганистане и взаимным бойкотам разнообразных олимпиад более-менее выносилось за скобки, и разногласия по этим вопросам более-менее не мешали обсуждению профессиональных проблем. Что и позволяло поддерживать одну из лучших теорфизик мира.

Сейчас случилось две беды. Во-первых, обесценилось до нуля само понятие профессиональной репутации (а это важнейший инструмент, обеспечивающий относительную самостоятельность профессионального сообщества - что-то вроде имунной системы, распознающей свое и чужое, в организме). Во-вторых, атмосфера в обществе в целом политизировалась до бесконечности, и политическая система распознавания свой-чужой вытеснила и убила все прочие. В результате, читаю бесконечные тексты условного коллеги на злободневные темы, тексты, явно не отмеченные печатью мудрости и благочестия, и думаю: Боже мой, так он же потом этой же головой про физику думает. Тамбовский волк ему коллега.

Ребята, это серьезно. Без науки останемся. Вообще. Нужно охранять и укреплять свою относительную культурную автономию от общества в целом - как это более-менее удавалось советским физикам.
Page 4 of 8 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] >>

Date: 2014-06-04 09:50 am (UTC)
From: [identity profile] duuub (from livejournal.com)
Автора не волнует будущее страны, или то, что я 40 лет на коленке работаю...

Date: 2014-06-04 10:03 am (UTC)
From: [identity profile] roman-rostovcev.livejournal.com
Застойная политика обходилась без истерик. Либо "спокойная озабоченность" либо "глубокое удовлетворение". Никто не бегал с "бандерлогами", "пятыми колодами", "жидо-фашистами" и прочей галиматьей на устах.
Edited Date: 2014-06-04 10:03 am (UTC)

Date: 2014-06-04 10:04 am (UTC)
oder_k: (Default)
From: [personal profile] oder_k
Да, конечно. К сожалению, это обсуждение как-то неловко свернуло в сторону проблем еврейства тех лет. Они, безусловно, очень важны для понимания того, что тогда происходило в Германии и вокруг. Но я далеко не только это имел в виду в своем первоначальном комментарии. Мне кажется, все гораздо глубже и шире. Ведь в те годы преследовались и уезжали из Германии не только евреи. Просто обстановка в стране сложилась такая, что для многих стало невозможно "охранять и укреплять свою относительную культурную автономию от общества в целом". Именно в этом смысле я вижу главную похожесть ситуаций.

А 20+ лет назад произошла "крупнейшая геополитическая катастрофа ХХ века" (Путин, кажется), а не переход к свободе, демократии и капитализму, (aka "The End of History") как тогда многим казалось.

Date: 2014-06-04 10:15 am (UTC)
From: [identity profile] ahax.livejournal.com
Нет советских - нет физики.
Гейм писал в своей колонке, что во время холодной войны у физиков была цель. Соответственно, по дороге к этой цели получались и результаты. Сейчас цели нет - нет и результатов.

Date: 2014-06-04 10:16 am (UTC)
From: [identity profile] ahax.livejournal.com
Ещё как бегали.
"Сегодня ты играешь джаз, а завтра - Родину продашь"

Date: 2014-06-04 10:18 am (UTC)
From: [identity profile] roman-rostovcev.livejournal.com
Вы преувеличиваете значение поп-музыки в мировоззрении физика-ядерщика:)
Современная Россия именно истерична. Застойное ТВ навевало сон, многие привыкли под ТВ засыпать. Сегодня национальные каналы ВИЗЖАТ, причем по любому поводу. Даже не политическому.

Date: 2014-06-04 10:27 am (UTC)
From: [identity profile] ahax.livejournal.com
Про родину и джаз - это 50-е-60-е, когда тв не навевало сон.
Сейчас, кстати, тв тоже не навевает сон. Его сейчас вообще нет.
То есть, тв было чем-то в 70-х - 80-х. А после массового нашествия видиков пропало.

Date: 2014-06-04 10:30 am (UTC)
From: [identity profile] roman-rostovcev.livejournal.com
Ну, я упомянул ТВ, поскольку оно издает неконтролируемые звуки - другие гаджеты, к счастью, такой опции лишены

Date: 2014-06-04 10:32 am (UTC)
From: [identity profile] ahax.livejournal.com
Ошибаетесь.
У мобильных телефонов Нокиа есть одна подлая особенность, о которой в инструкции написано маааааленькими буковками: будильник подаёт звуковой сигнал даже при выключенном телефоне.

Date: 2014-06-04 10:35 am (UTC)
From: [identity profile] roman-rostovcev.livejournal.com
Мне эта особенность наоборот нравится. Дозвонится никто не сможет, а будильник сработает. Если я его, конечно, включу.

Date: 2014-06-04 10:35 am (UTC)
From: [identity profile] solar-cells.livejournal.com
Я слышал, что в брежневский период занятие наукой вообще было способом внутренней эмиграции. С другой стороны, в 37-м даже Ландау активно поучаствовал в политической жизни, с известными последствиями. Такое чувство, что "культурная автономия от общества в целом" возможна не во всяком обществе, и не в любой период. Возможна ли она сейчас в России, даже чисто технически, — не уверен, но, по моим ощущениям, скорее нет. Хотя "вовлеченность научного сообщества в перманентную истерику", в какой бы мере это вовлечение ни имело место, — безусловно зло.

Date: 2014-06-04 11:11 am (UTC)
From: [identity profile] victor-male1.livejournal.com
любые мысли интересны, хотя бы с т.з. физики или биохимии.

по поводу же авторской мысли >Сейчас случилось две беды.< - не согласен. Ибо беда это то, отчего человек не только перестает умничать в ЖЖ, но и забывает, что политизированность - привычное, историч.сложившееся состояние русской науки. Ибо политика и наука когерентны, да-с)

Date: 2014-06-04 11:40 am (UTC)
From: [identity profile] flying-bear.livejournal.com
Конечно, меня совершенно не волнует, на какой части тела работает абсолютно незнакомый мне человек. А будущее страны волнует. Хотя (если, не дай Бог, все пойдет как идет) - сколько того будущего.

Date: 2014-06-04 11:42 am (UTC)
From: [identity profile] flying-bear.livejournal.com
Да, учили, помнится, на научном коммунизме каких-то африканских деятелей, до сих пор помню, что Джулиус Ньерере - это в Танзании, а Леопольд Сенгор - в Сенегале. Но спокойно, без нажима - почему и помню только это.

Date: 2014-06-04 11:44 am (UTC)
From: [identity profile] flying-bear.livejournal.com
> Нет советских - нет физики.

Даже не знаю, что на это сказать. Но и ничего не сказать, чувствую, тоже было бы неправильно. А, вот!

Интересная мысль.

Date: 2014-06-04 11:53 am (UTC)
From: [identity profile] flying-bear.livejournal.com
Мне мой учитель говорил битым словом: наука - это отдушина, где можно не врать и не терпеть вранье. (Конечно, он имел в виду физику, а не историю КПСС). И где можно достичь прочного положения исключительно за счет научных результатов (конечно, обратное неверно, и никогда не имелось в виду, что его нельзя достичь за счет чего-то совсем другого).

Да, "культурная автономия от общества в целом" возможна не во всяком обществе и не в любой период. Все, что я хочу сказать - что без нее не бывает настоящей культуры. В том числе, настоящей науки.

Не в первый раз удивляюсь, какое... ну, скажем... оживление... вызывают здесь лютые банальности.

Date: 2014-06-04 12:09 pm (UTC)
From: [identity profile] Андрей Пономарёв (from livejournal.com)
А бывает ли она, автономия? Ведь музыку заказывает тот, кто платит.

Date: 2014-06-04 12:23 pm (UTC)
From: [identity profile] solar-cells.livejournal.com
Возможно, не такие уж это банальности. А по существу, полностью согласен.

Date: 2014-06-04 12:29 pm (UTC)
From: [identity profile] vppetrov.livejournal.com
Ребята, это серьезно. Без науки останемся
----------------
да пофиг веники
всё, что надо, уже изобретено

Date: 2014-06-04 12:34 pm (UTC)
From: [identity profile] duuub (from livejournal.com)
Понимаю Г.Перельмана, который не стал якшаться с научным сообществом...

Date: 2014-06-04 12:42 pm (UTC)
From: [identity profile] marian-baidek.livejournal.com
Ребята, это серьезно. Без науки останемся. Вообще. Нужно охранять и укреплять свою относительную культурную автономию от общества в целом - как это более-менее удавалось советским физикам.
-------------------------------------------------------
Напоминает некоторые идеи фильма "Весна" 1947 года. Там из ученой Никитиной режиссер, желающий показать внутренний мир ученых, хотел слепить такого пустынника-отшельника.
Но язык киноискусства эти замыслы разбил вдребезги. И правильно.
Если хочется пить, а доступно только болото либо грязные лужи- незачем пить оттуда. Это про понятие профессиональной репутации. Хочешь иметь репутацию, незапятнанную и чистую- соблюдай ее.

Во-вторых, атмосфера в обществе в целом политизировалась до бесконечности, и политическая система распознавания свой-чужой вытеснила и убила все прочие.
--------------------------------------------------------
Такое чувство, что в научном мире перевелись оппоненты, а остались только политические противники. Или оппозиционеры.

Date: 2014-06-04 01:31 pm (UTC)
From: [identity profile] pffnzrpb.livejournal.com
Вы, знаете, возможно я не открою сейчас Америку, но физика существовала задолго до появления Советского Союза...

Date: 2014-06-04 01:58 pm (UTC)
From: [identity profile] shkrobius.livejournal.com
Чтобы подготовить кого-нибудь до международного уровня в 1955-м году нужен был кто-то, у которого защититься, научиться, и т. д. Например, Герхард Клосс (физхимик, которого я упоминал) учился у Виттига. Этого хватило, чтобы с Вудвардом синтезировать хлорофилл, а потом сделать несколько работ нобелевского класса (он бы и получил нобеля вместе с Руди Маркусом, если бы не умер).

Кто-то же подготовил, скажем, Мессбауэра. На теорфизике клин светом не сошелся.

Date: 2014-06-04 01:59 pm (UTC)
From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com
>"Сегодня ты играешь джаз, а завтра - Родину продашь"
Вообще-то сам слоган из хрущевского десятилетия. При леониде ильиче джаз стал вполне системным, несистемным был рок. Да и с роком то "боролись" как бы для галочки. "Все всё понимали". Надо на собрании сказать правильные слова и пойти домой слушать новые записи.

Date: 2014-06-04 01:59 pm (UTC)
From: [identity profile] shkrobius.livejournal.com
Хорош MRI, от которого свиньи дохнут...
Page 4 of 8 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] >>

Profile

flying_bear: (Default)
flying_bear

July 2020

S M T W T F S
   1234
56789 10 11
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 20th, 2025 07:30 pm
Powered by Dreamwidth Studios