flying_bear (
flying_bear) wrote2014-06-05 10:06 am
![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Entry tags:
Из комментов: еще о причинах процветания теорфизики в СССР
На втором курсе университета я настолько увлекся философией (у нас были преподаватели с человеческим лицом), что стал ходить на философские семинары (где мы разбирали теорию систем Людвига фон Берталанфи), и даже решил перевестись на философский факультет. Спас друг, который сказал: ты что, действительно хочешь всю жизнь писать статьи "Пространство и время в свете решений Октябрьского пленума ЦК КПСС"? И я понял, что некоторые профессии на самом деле не существуют. По видимости, они есть, а на самом деле, их нет. Все гуманитарные науки. Либо это для героев, чтоб на баррикады, на каторгу и в психушки. Какового героизма я в себе не ощущал.
no subject
no subject
Вы младше меня, и эта разница существенна. Посмотрел бы, как бы Вы занимались Кузминым и Цветаевой в конце семидесятых - начале восьмидесятых. То есть, конечно, занимались бы, и даже, наверно, публиковали бы что-нибудь... Можно ведь ходить в противогазе, просто неудобно.
no subject
Конечно, были "разделы науки", которые не существовали не только сами, но и занимались несуществовавшими предметами (а-ля "партийность и народность многонациональной советской литературы". Были, напротив, предметы, прямо запрещенные или усиленно не рекомендованные к изучению (поэтому М.Л. в своей лучшей книге пишет "были даже написаны стихи..." и "у одного поэта" - чтобы не называть Гиппиус и Ходасевича). В любой области было полно народу, который симулировал научную работу, будучи совершенно неспообен ею заниматься на каком бы то ни было уровне. Некоторые (вполне существующие и заслуживавшие изучения) темы были такими оккупированы так, что не подступишься (это прежде всего канонизированные советские классики). И т.д.
Но, во-первых, в принципе можно было внутри себя решить, что все вышеперечисленное не существует, а я буду делом заниматься - и тут же выяснялось, что ты не один такой. А во-вторых, были, напротив, и области почти полностью от идеологии свободные (античность, к примеру, или XVIII в.)
no subject
Я вообще не понимаю, как сравнивать мой вклад в физику и вклад Гаспарова в филологию, а потом еще делать поправки - каков был бы мой вклад в физику, если бы она была бы столь же несвободна, как советская филология, или каков был бы вклад Гаспарова в филологию, если бы советская филология была бы столь же свободна, как и советская теорфизика. Но, думаю, чем больше академической свободы, тем лучше.
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
Мне, надо сказать, со всем этим везло, как везет пьянице или лунатику. Оглядываясь назад, я сам удивляюсь, сколько вполне реальных прелестей бытования отечественной гуманитарной науки меня не коснулись, хотя вполне могли успеть. Отчасти, конечно, это было потому, что система уже агонизировала (выпустился я в 1988-м, защищался уже после распада) - но, с другой стороны, некоторые из этих прелестей, по слухам, и ныне процветают. Это я уже не только об идеологии, а вообще о специфике отношений со всевозможным начальством. Редкостно везло, неправдоподобно.
no subject
no subject
И наоборот, человек, талантливый в науке, вряд ли преуспеет в бизнесе.
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(frozen comment) no subject
(frozen comment) no subject
(frozen comment) no subject
У нас в СССР среди московских математиков выявился также некоторый интерес к новому интуиционистическому течению, даже появились кое-какие попытки представить это течение на основе того, что оно выбрасывало лозунги «предметности математики», «становления» и т. д. как течение, близкое марксизму. А профессор Н. Н. Лузин впоследствии целиком солидаризировался с этим течением. Деборинское философское руководство не умело разоблачить идеалистический характер интуиционизма и хотя открыто не солидаризировалось с ним, но и не выявляло своего отношения к кризису в математике. Ленинградские же математики старой школы в большинстве сохраняли свои формалистические позиции. Что же касается математиков-материалистов и в частности партийцев, то для большинства из них стало ясно, что вся изложенная здесь обстановка требует подъема борьбы на более высокий теоретический уровень, что вести борьбу только в плоскости педагогических вопросов и организационных — уже недостаточно.
Но ведь речь шла о временах существенно менее людоедских, когда за одно лишь чрезмерное академическое увлечение хоть квантовой теорией поля, хоть берестяными грамотами в психушке не гноили?
(frozen comment) no subject
no subject
1) ограничивать свое естественное желание выйти за ее пределы;
2) отбивать вялые, но постоянные попытки подчинить и эту область парт(про)кураторам.
Я бы скорее вспомнил трагические фигуры вроде Пиамы Гайденко или более известного Зиновьева, которые попытались остаться "в поле воинами" и были в результате весьма серьезно изувечены (не в бытовом, а в духовном плане).
no subject
no subject
Значимые результаты любой гуманитарной (не выхолощенной до подсчета слогов в поэме Цыганы) науки неизбежно входят в противоречие в мертвяще-сусловским марксизмом застоя.
Из этих посылок делаются(лись) определенные выводы и зримо вытекают(ли) определенные следствия.
Процесс этот весьма личный и почвы для споров не предоставляющий.
no subject
no subject
2. Тем более я ни с чем не спорю.
3. Вы подталкиваете меня к высказыванию типа "калека - не человек". Нет, человек. Но калека.
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
no subject
На самом деле, меня давно беспокоит вопрос:
если рассматривать отвлеченно, ну никак не могла в СССР существовать гуманитарная наука. В то же время, есть целый набор имен выдающихся гуманитариев советского времени. Они действительно были велики ?
no subject
no subject
no subject
no subject