flying_bear: (норма)
flying_bear ([personal profile] flying_bear) wrote2014-06-05 10:06 am

Из комментов: еще о причинах процветания теорфизики в СССР

На втором курсе университета я настолько увлекся философией (у нас были преподаватели с человеческим лицом), что стал ходить на философские семинары (где мы разбирали теорию систем Людвига фон Берталанфи), и даже решил перевестись на философский факультет. Спас друг, который сказал: ты что, действительно хочешь всю жизнь писать статьи "Пространство и время в свете решений Октябрьского пленума ЦК КПСС"? И я понял, что некоторые профессии на самом деле не существуют. По видимости, они есть, а на самом деле, их нет. Все гуманитарные науки. Либо это для героев, чтоб на баррикады, на каторгу и в психушки. Какового героизма я в себе не ощущал.

[identity profile] platonicus.livejournal.com 2014-06-05 08:36 am (UTC)(link)
Обидеть хочет...

[identity profile] flying-bear.livejournal.com 2014-06-05 09:09 am (UTC)(link)
Ну, что Вы. Если бы я хотел обидеть, я бы обидел.

Вы младше меня, и эта разница существенна. Посмотрел бы, как бы Вы занимались Кузминым и Цветаевой в конце семидесятых - начале восьмидесятых. То есть, конечно, занимались бы, и даже, наверно, публиковали бы что-нибудь... Можно ведь ходить в противогазе, просто неудобно.

[identity profile] platonicus.livejournal.com 2014-06-05 09:29 am (UTC)(link)
Аверинцев, Гаспаров, Топоров, Лотман, Ю.Левин, Каждан, Гуревич, Стеблин-Каменский, А.В.Михайлов - все изрядно старше не только меня, но и вас.

Конечно, были "разделы науки", которые не существовали не только сами, но и занимались несуществовавшими предметами (а-ля "партийность и народность многонациональной советской литературы". Были, напротив, предметы, прямо запрещенные или усиленно не рекомендованные к изучению (поэтому М.Л. в своей лучшей книге пишет "были даже написаны стихи..." и "у одного поэта" - чтобы не называть Гиппиус и Ходасевича). В любой области было полно народу, который симулировал научную работу, будучи совершенно неспообен ею заниматься на каком бы то ни было уровне. Некоторые (вполне существующие и заслуживавшие изучения) темы были такими оккупированы так, что не подступишься (это прежде всего канонизированные советские классики). И т.д.

Но, во-первых, в принципе можно было внутри себя решить, что все вышеперечисленное не существует, а я буду делом заниматься - и тут же выяснялось, что ты не один такой. А во-вторых, были, напротив, и области почти полностью от идеологии свободные (античность, к примеру, или XVIII в.)

[identity profile] flying-bear.livejournal.com 2014-06-05 09:45 am (UTC)(link)
Я так не могу. Ты туда не ходи, ты сюда ходи - снег башка попадет, совсем мертвый будешь. Все равно как мне пришлось бы заниматься графеном, но при этом упоминать аналогии с квантовой электродинамикой было бы строжайше запрещено, потому то КЭД - буржуазная лженаука, созданная известным антисоветчиком Фейнманом.

Я вообще не понимаю, как сравнивать мой вклад в физику и вклад Гаспарова в филологию, а потом еще делать поправки - каков был бы мой вклад в физику, если бы она была бы столь же несвободна, как советская филология, или каков был бы вклад Гаспарова в филологию, если бы советская филология была бы столь же свободна, как и советская теорфизика. Но, думаю, чем больше академической свободы, тем лучше.

[identity profile] platonicus.livejournal.com 2014-06-05 09:48 am (UTC)(link)
Ну с этим какой же дурак спорить-то будет. Но все-таки "гуманитарные науки в условиях идейной несвободы не существуют" при наличии вышеперечисленных - это, я бы сказал, сильное утверждение.

(no subject)

[identity profile] flying-bear.livejournal.com - 2014-06-05 09:51 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] platonicus.livejournal.com - 2014-06-05 09:54 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] flying-bear.livejournal.com - 2014-06-05 13:18 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] platonicus.livejournal.com - 2014-06-05 13:23 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] roberto2007.livejournal.com - 2014-06-05 11:03 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] flying-bear.livejournal.com - 2014-06-05 13:15 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] starshoi.livejournal.com - 2014-06-05 15:34 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] flying-bear.livejournal.com - 2014-06-05 18:27 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] flying-bear.livejournal.com - 2014-06-05 18:27 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] flying-bear.livejournal.com - 2014-06-05 18:41 (UTC) - Expand

(frozen comment)

[identity profile] rus4.livejournal.com 2014-06-05 10:44 am (UTC)(link)
Говорят, Л. Д. Ландау препятствовал развитию в Союзе квантовой теории поля - не по политическим, а по научным соображениям, но разве последнее лучше?

(frozen comment) (no subject)

[identity profile] flying-bear.livejournal.com - 2014-06-05 13:22 (UTC) - Expand

(frozen comment) (no subject)

[identity profile] rus4.livejournal.com - 2014-06-05 21:53 (UTC) - Expand

(frozen comment) (no subject)

[identity profile] flying-bear.livejournal.com - 2014-06-05 22:15 (UTC) - Expand

[identity profile] sgustchalost.livejournal.com 2014-06-05 10:40 am (UTC)(link)
Очень характерный список. Практически каждый был вынужден выгородить себе достаточно малозначимую с точки зрения парткураторов область и в течение всей жизни:
1) ограничивать свое естественное желание выйти за ее пределы;
2) отбивать вялые, но постоянные попытки подчинить и эту область парт(про)кураторам.

Я бы скорее вспомнил трагические фигуры вроде Пиамы Гайденко или более известного Зиновьева, которые попытались остаться "в поле воинами" и были в результате весьма серьезно изувечены (не в бытовом, а в духовном плане).

(no subject)

[identity profile] platonicus.livejournal.com - 2014-06-05 10:53 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] platonicus.livejournal.com - 2014-06-05 11:36 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] platonicus.livejournal.com - 2014-06-05 11:58 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] platonicus.livejournal.com - 2014-06-05 14:21 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] filin.livejournal.com - 2014-06-05 15:15 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] filin.livejournal.com - 2014-06-05 15:57 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] platonicus.livejournal.com - 2014-06-05 16:40 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] platonicus.livejournal.com - 2014-06-06 08:16 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] platonicus.livejournal.com - 2014-06-05 16:47 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] platonicus.livejournal.com - 2014-06-05 16:46 (UTC) - Expand

[identity profile] thrasymedes.livejournal.com 2014-06-05 09:17 am (UTC)(link)
Не хочет, случайно получилось.
На самом деле, меня давно беспокоит вопрос:
если рассматривать отвлеченно, ну никак не могла в СССР существовать гуманитарная наука. В то же время, есть целый набор имен выдающихся гуманитариев советского времени. Они действительно были велики ?

[identity profile] platonicus.livejournal.com 2014-06-05 09:32 am (UTC)(link)
По-разному. Некоторые - да, безо всяких скидок. Другие на самом деле занимались не наукой, а маскировали под нее того или иного качества философию (Бахтин, к примеру, или Лосев). Значение третьих было в основном во введении в обиход того, что уже придумали до них на Западе или в русской эмиграции.
Edited 2014-06-05 09:33 (UTC)

[identity profile] thrasymedes.livejournal.com 2014-06-05 08:00 pm (UTC)(link)
Наверное, есть общепринятое объяснение этого парадокса ?

(no subject)

[identity profile] platonicus.livejournal.com - 2014-06-05 20:07 (UTC) - Expand

[identity profile] spaniel90100.livejournal.com 2014-06-05 09:41 am (UTC)(link)
Простите, встряну: среди них действительно были великие.

[identity profile] spaniel90100.livejournal.com 2014-06-05 09:27 am (UTC)(link)
Знаете, мне кажется, что все науки для героев. Потому что наука требует говорить правду, а это в любой момент может оказаться почему-либо неудобно.
Теоретической физикой в СССР, по-моему, тоже занимались в основном герои, просто так удачно совпало, что им за это еще и платили и уважали.
Гуманитарные науки, безусловно, существуют и являются науками. Кроме того, разумеется, существует масса имитаторов и имитаций научной деятельности. Но смешивать два эти ремесла...

[identity profile] flying-bear.livejournal.com 2014-06-05 01:27 pm (UTC)(link)
> Гуманитарные науки, безусловно, существуют и являются науками.

Конечно, я с этим не спорю. См. выше подробнее ответы Платонику. Я рассказываю реальную историю из своей жизни и какие выводы я из нее сделал. Не более того.
Edited 2014-06-05 14:49 (UTC)

[identity profile] termometr.livejournal.com 2014-06-05 10:48 am (UTC)(link)
Интересно было бы узнать Ваше сегодняшнее мнение на счет теории систем Людвига фон Берталанфи и теории систем вообще.

Не было у Вас поста(ов) на эту тему?

[identity profile] flying-bear.livejournal.com 2014-06-05 01:29 pm (UTC)(link)
Я, признаться, совершенно забыл то немногое, что тогда знал, и сейчас совсем ничего про нее не думаю. Это не критическое отношение, это ровно то, что говорю - она как-то совершенно выпала из поля моего внимания. Может быть, и зря.

[identity profile] sgustchalost.livejournal.com 2014-06-05 10:55 am (UTC)(link)
И снова - истинно так.

Только в моем случае до меня это дошло классе в 10-м и дальше я уже не рыпался.
Правда, кандидатский реферат по (марксистской) философии у меня назывался "Социальное и биологическое время" или вроде того и не имел ни одной ссылки на марксистов. Все больше бл.Августин, да Хайдеггер. Впрочем, таракашкам-стюдентам это еще дозволялось. А бедный Н.Н.Трубников за одну сходную по положениям статью в "Вопросах философии" всю жизнь бился. Да вскорости и помер, в 54 года.

[identity profile] flying-bear.livejournal.com 2014-06-05 01:30 pm (UTC)(link)
Я рефераты всегда писал про "Критерий внутреннего совершенства физической теории по Эйнштейну". Как-то проканывало.

[identity profile] sgustchalost.livejournal.com 2014-06-05 02:06 pm (UTC)(link)
Потому как стюдент-аспирант.

А доросли бы к 40 годам (в условном СССР) до ст.н.с. по философии в "желтом доме", как Трубников, или Батищев, или та же Гайденко...
И сейчас их жалко, а сколько лет прошло.

[identity profile] flying-bear.livejournal.com 2014-06-05 02:55 pm (UTC)(link)
В УрГУ было поветрие - физики переходили на философский факультет. Там были привлекательные люди на диамате, например, Лойфман (его ученик Мирошников потом писал рецензии на наши книжки с Валей, приглашал печататься в их сборниках, и даже привлек меня к чтению лекций для аспирантов по философии - но это, естественно, уже в постсоветское время). Потом все же наступало острое разочарование, знаю по крайней мере одного, кто практически спился и рано умер.

[identity profile] aron-turgenev.livejournal.com 2014-06-05 01:36 pm (UTC)(link)
Я в школе очень историю любил, и родители с учителями меня мягко, но настойчиво в другую сторону разворачивали. А из всех точных наук мне математика больше всего нравилась, так в математике и остался.

[identity profile] flying-bear.livejournal.com 2014-06-05 02:57 pm (UTC)(link)
Да, история... Хотя, наверно, действительно, античностью можно было. Или каким-нибудь Древним Египтом. Чем древнее, тем лучше.

Впрочем, не факт.

[identity profile] filin.livejournal.com 2014-06-05 03:12 pm (UTC)(link)
Говорят, византинистика была очень сильная.

[identity profile] platonicus.livejournal.com 2014-06-05 04:51 pm (UTC)(link)
Византинист у нас был прямо великий - это Каждан, я его там выше помянул. Но его полу-выдавили в эмиграцию.

(no subject)

[identity profile] flying-bear.livejournal.com - 2014-06-05 18:38 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] platonicus.livejournal.com - 2014-06-05 18:51 (UTC) - Expand

[identity profile] flying-bear.livejournal.com 2014-06-05 06:33 pm (UTC)(link)
Опасно... Сплошные попы, а научный атеизм как же?

Физики в ЖЖ (?) присмотреться к уважаемому обществу

[identity profile] livejournal.livejournal.com 2014-06-11 09:11 am (UTC)(link)
User [livejournal.com profile] akhcelo referenced to your post from Физики в ЖЖ (?) присмотреться к уважаемому обществу (http://akhcelo.livejournal.com/298420.html) saying: [...] людей найду. Вот, добавила и из комментаторов там - kot_pafnusha shkrobius и platonicus (здесь [...]