Изменение характера науки, которое нам не нравится, на мой взгляд, связано с ее превращением в массовую профессию, а это, в свою очередь, началось с атомных проектов (конечно, я это не сам придумал; об этом, например, писал Винер в своей автобиографии). Американский атомный проект был капиталистическим, а советский социалистическим. Последствия были примерно одинаковые - пришлось наладить массовое производство физиков, химиков и математиков, со всеми вытекающими.
О чем Вы, я тоже понимаю. Бескорыстный энтузиазм, да. Как-то мне пришлось (в глубоко советское время) участвовать в подготовке доклада для директората Курчатника. Допусков таких, чтобы на нем присутствовать, ни у кого из нас и близко не было, поэтому готовили телефильм. Чтобы они нас видели и слышали, а мы их нет. Тогда это было в новинку. У них была специальная телестудия и специальные люди. Сидели мы с этими съемками до глубокой ночи, если не до утра, понятно, без всякой отдельной платы. И если нам можно было приписать некоторую шкурную заинтересованность в этой работе (при том, что возможный выигрыш выразился бы не в деньгах, во всяком случае, не напрямую), то технические работники работали буквально безвозмездно, то есть - даром. И при этом явно горели этой работой. Никаких жалоб, что в три часа ночи приходится что-то снимать и монтировать. Наоборот - это такая честь! Ведь это будут смотреть такие люди!
Но вот какие далеко идущие выводы можно сделать из этой истории и им подобным - тут я не знаю.
no subject
Date: 2017-05-03 07:47 pm (UTC)О чем Вы, я тоже понимаю. Бескорыстный энтузиазм, да. Как-то мне пришлось (в глубоко советское время) участвовать в подготовке доклада для директората Курчатника. Допусков таких, чтобы на нем присутствовать, ни у кого из нас и близко не было, поэтому готовили телефильм. Чтобы они нас видели и слышали, а мы их нет. Тогда это было в новинку. У них была специальная телестудия и специальные люди. Сидели мы с этими съемками до глубокой ночи, если не до утра, понятно, без всякой отдельной платы. И если нам можно было приписать некоторую шкурную заинтересованность в этой работе (при том, что возможный выигрыш выразился бы не в деньгах, во всяком случае, не напрямую), то технические работники работали буквально безвозмездно, то есть - даром. И при этом явно горели этой работой. Никаких жалоб, что в три часа ночи приходится что-то снимать и монтировать. Наоборот - это такая честь! Ведь это будут смотреть такие люди!
Но вот какие далеко идущие выводы можно сделать из этой истории и им подобным - тут я не знаю.