- Речь идет о действительно фундаментальной и реально существующей проблеме (вывод необратимых законов термодинамики неравновесных процессов, того же уравнения теплопроводности, из формально обратимых уравнений Гамильтона - или, в квантовом случае, уравнения Шредингера).
- Разве деление на фундаментальные и нефундаментальные законы не есть отчасти свойство бытового языка, а не физики? Граница между фунд. и нефунд. абсолютно ясная и жесткая?
Разве (рассуждая о времени) формальная обратимость законов всегда выглядит "естественно"?
- 1) Нет, это не свойство бытового языка. Законы физики иерархичны, и это, предположительно, отражение какого-то важного (вероятно, не до конца понятого) свойства реальности. Иными словами, возможна не только феноменология (типа классической термодинамики), но и микроскопика (типа молекулярно-кинетической теории Максвелла, Клаузиуса и Больцмана). Закон Ома не фундаментален, он выводится в каких-то приближениях из законов квантовой механики и электродинамики (при этом, входящее туда сопротивление можно, на основании этих законов, вычислять, определять его температурную зависимость, и т.д.). А вот уравнение Дирака - фундаментальное, оно не выведено, а угадано. Общая теория относительности более фундаментальна, чем классическая теория тяготения Ньютона - в том смысле, что последняя из нее выводится в каких-то приближениях и с поправками, а в обратную сторону это не работает. Закон сохранения заряда более фундаментален, чем закон Ома, еще по двум причинам: (1) он универсальнее (легко найти ситуацию, в которой не выполняется закон Ома, и, по-видимому, невозможно - в которой не выполняется закон сохранения заряда) и (2) он выполняется с намного, намного более высокой точностью.
(2) Симметрия фундаментальных законов относительно обращения времени приводит к непосредственно проверяемым экспериментальным следствиям. Скажем, теорема Крамерса (следствие инвариантности уравнения Шредингера относительно обращения времени) приводит к вполне конкретным свойствам магнитных пучков (у меня совсем недавно была работа с экспериментаторами*). Из этой инвариантности фундаментальных законов следуют еще, например, соотношения Онсагера между различными кинетическими коэффициентами. И много других прямых проявлений фундаментальных симметрий на макроуровне, где они, по видимости, не работают. Работают, и еще как. Сюда же - статистика спектра (различие между ортогональными, унитарными и симплектическими ансамблями, которая тоже приводит к вполне наблюдаемым эффектам, у меня тоже была работа с экспериментаторами**).
Ссылки на мои работы, вместо корифеев и классиков, приведены, чтобы подчеркнуть, что это все не какая-то заумь, интересная только философам науки, а совершенно непосредственная физическая реальность, с которой приходится иметь дело чуть не любому работающему физику.
( Read more... )