flying_bear: (Default)
[personal profile] flying_bear
Я всегда выполняю свои обещания, даже когда не надо

Прежде всего, надо объясниться по поводу моих отношений с жанром фантастики, к которому, во всяком случае, по формальным признакам, относится указанное в заголовке произведение (далее М2033). В детстве и ранней молодости был ее (фантастики) фанатичным читателем, потом стал более разборчив. Лет шесть назад вынужден был принять решение - российской (в широком смысле, включая русскоязычную фантастику, написанную в других частях нашей некогда необъятной родины, где в лесах всегда было много диких обезьян) фантастики больше не читать. Решение стояло в ряду других подобных, мотивированных неизбежными процессами старения и падением защитных сил организма; решение-прототип - никогда не пить дешевых крепких спиртных напитков, нет денег на хорошие - не пить вообще (деньги на водку, тем не менее, после этого все равно всегда находились). Вызвано это, впрочем, было не столько даже претензиями к литературному качеству продукции (никогда не мог похвастаться изысканным литературным вкусом), сколько раздражавшим тусовочным духом - авторы перемигивались друг с другом, перли куски друг у друга, хихикали над чем-то понятным узкому кругу посвященных, я, как читатель, чувствовал себя чужим на этом празднике жизни и, естественно, обижался. М2033 написано, как я понял, человеком из другой тусовки, что с самого начала располагало в пользу. Как говорится, если Евтушенко против, то я за.

Начав читать, испытал забытое давным-давно специфическое волнение и вспомнил сопливую молодость. В студенческие времена, некоторые мои общежитские приятели, и я сам, баловались сочинительством, без всяких претензий, и я сразу вспомнил рассказ сокамерника, Толи по прозвищу Ося, о военном перевороте в городе Свердловске, организованном силами студентов нашей военной кафедры (то есть, нас) и жестоко подавленном властями. Кровавые сцены с участием реально существующих (в том числе пристутствующих при чтении) людей и вписанные в знакомые городские пейзажи, били наотмашь. К сожалению, отсутствие свободы слова и прочих радостей жизни в то нелегкое время помешало нам немедленно использовать свою догадку - вот как надо писать бестселлеры! Плоды достались новому поколению, нашей умственно и физически крепкой молодежи. Напечатанная на обложке знакомая до слез, до поджилок, до детских припухлых желез схема московского метрополитена с нанесенными значками - чума, четвертый рейх, биологическая опасность, ментальная опасность, - била под дых и не давала оторваться, пока не стало поздно. Когда со страниц густо запахло second-hand мистикой, я почувствовал беспокойство, но карта не позволила уйти. Впрочем, мистика скоро закончилась, началась энциклопедия русской жизни, точнее, энциклопедия стандартных страшилок на темы русской жизни - коммунисты, фашисты, бандиты, бомжи, торгующие своими детьми, сектанты такие и сякие... Так как страшилки эти, увы и ах, не полностью безосновательны, минимальное сцепление с текстом они обеспечивали. Ну, не ждешь же от публицистики таких языковых красот, как от сонетов и прочих терцин, правда?

Одно замечание. Радиация действует не так, мутанты такими не бывают и так быстро не выводятся, и т.д., и т.п. Читать можно и не обращая внимания на такие мелочи, но, если бы Москву сглазил, вместо бомбежки, сильномогучий колдун, эти вопросы не возникли бы вообще. Это замечание носит характер пожелания, не умаляет и не препятствует, как принято говорить на защитах диссертаций.

В общем, дочитал до конца. Ночью мучили кошмары на тему прочитанного текста, проснулся в поту, меня вырвало. Ничего подозрительного не ел, пить в тот день не пил. Физически крепок. Ничем особенным не болею. Что "после этого" - не значит "вследствие этого", знаю.

Date: 2009-02-11 07:41 pm (UTC)
From: [identity profile] faceted-jacinth.livejournal.com
Слушайте, но оно же написано языком пятиклассника, разве нет? Я когда-то давно прочитал две страницы и больше не смог. Или это было обманчивое впечатление? Или вы не так трепетно к этому относитесь и можете, например, читать Головачёва?

Date: 2009-02-11 07:45 pm (UTC)
From: [identity profile] slobin.livejournal.com
Я прочитал страниц пятьдесят -- всё думал, что это пародия. Потом дошло, что нет, не пародия, он действительно так пишет. Это меня подкосило.

А смешать фантастическую страшилку и знакомые реалии -- это как раз фирменный стиль российской фантастической тусовки. За что, по-Вашему, народ "Дозоры" любит?

... Высота этой планки ...

Date: 2009-02-11 08:07 pm (UTC)
From: [identity profile] flying-bear.livejournal.com
"Дозоры" я читал. Это лучше "Дозоров". Не Бог весть какая похвала, впрочем.

Date: 2009-02-11 08:06 pm (UTC)
From: [identity profile] flying-bear.livejournal.com
Головачева не могу. Но иногда могу читать очень странные, в смысле языка, тексты, да. Потом проблюешься (буквально), и все.

Date: 2009-02-15 09:52 pm (UTC)
nine_k: A stream of colors expanding from brain (Default)
From: [personal profile] nine_k
Однажды мой коллега принёс мне какую-то книжку Головачёва. Прочтя страниц 20, я вытащил "Розу мира" Д. Андреева и бросился сличать реалии. Точно, все эти уицраоры и шрастры попёрты были целиком оттуда. В общем, мы довольно буйно веселились.

Как было сказано в каком-то нф-рассказе, "Земля — потрясающее место для туризма, но жить здесь?.."

Date: 2009-02-11 08:52 pm (UTC)
From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com
(нахально вмешиваясь в беседу, окрыленный знакомыми словами)

Я! Я читал головачева! Много! И меня даже не рвало. Только немного тошнило.

Date: 2009-02-11 08:55 pm (UTC)
From: [identity profile] flying-bear.livejournal.com
Ваши читательские способности неоднократно уже становились предметом почтительного восхищения и робкой зависти.

Date: 2009-02-11 08:16 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_noss/
Как интересно. А ведь это всего лишь рекламный роман к компьютерной игре одной украинской студии. Думаю, будет, в перспективе, книжная серия, как S.T.A.L.K.E.R. Но если первую книгу можно дочитать до конца с минимальными потерями для здоровья - это прогресс.

Date: 2009-02-11 08:19 pm (UTC)
From: [identity profile] flying-bear.livejournal.com
Ну, что значит "минимальные"... Я действительно, в основном, человек здоровый. Чтобы так, чиста психосоматически... Это уметь писать нужно.

Date: 2009-02-11 09:40 pm (UTC)
From: [identity profile] drmor.livejournal.com
Наоборот -- тут роман был первым, игра -- после.

Date: 2009-02-11 08:27 pm (UTC)
From: [identity profile] anny-key.livejournal.com
Этот шедевр как-то читали по радио. Когда дошли до выжигания крыс огнеметом в туннеле(заодно герои выжгли нафиг весь кислород, но, видимо, он их картонным организмам для функционирования не требовался), я уже ничему не удивлялась. Про радиацию там тоже хорошо, а уж какая психология! Написано отвратительным корявым языком, читать такое могу только под наркозом.
По поводу русскоязычной фантастики: есть несколько писателей, которые неизменно пишут хорошо, но их около 10, и они выдают книгу в лучшем случае раз в год-два. Остальных не читаю. Советую присмотреться к Хаецкой(цикл про космическую тетушку, к примеру, или "Синие стрекозы Вавилона") и к Марии Галиной. Вообще предпочитаю писателей-фантастов питерской школы, они интересней и ближе к настоящей литературе.

Date: 2009-02-11 08:56 pm (UTC)
From: [identity profile] flying-bear.livejournal.com
> ближе к настоящей литературе

Сразу вспомнил "Необыкновенный концерт" Образцова: "Пел в Милане наискосок от Ла Скала".

Date: 2009-02-11 08:41 pm (UTC)
From: [identity profile] lee-bey.livejournal.com
Ух... Понимаю, что Ваш пост это не повод спорить о российской фантастике --- но, просто, есть же и внутри нее образцы, которые, как мне кажется, перешли грань между "условно несерьезной" и "условно серьезной" литературой.

Прошу прощения, если уже говорил -- но вот, например, Марина и Сергей Дяченко с их романом "Vita Nostra", --- это, ИМХО, как раз такой случай.

То есть, Ваша реакция на такой роман может быть отрицательной --- но уже из-за философского несогласия с некоторыми его идеями.
И она, конечно, не будет "проходить по ведомству физиологии"...

Date: 2009-02-11 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] flying-bear.livejournal.com
Дьяченко держались у меня дольше других. "Пещеру" даже любил. Но в целом - игра свеч не стоит. Риску много. У Дьяченко тоже на что-то напоролся, в конце концов, не помню уже. После чего решил - хорошего понемножку.

Date: 2009-02-11 10:13 pm (UTC)
From: [identity profile] lee-bey.livejournal.com
Угу...

То есть, насчет Дяченко я не до конца согласен. :-)
Но спорить не могу --- Вы же говорили недавно в одном из постов про "основополагающие принципы" насколько для Вас ценно время, а из этого "транайский принцип"(с) в отношении книг вытекает сразу же...

Просто могу выразить свое подозрение, что некоторые из их последних книг ("Vita Nostra" или "Медный король") могут Вам понравиться больше остальных.
Уж всяко больше "М2033"...

Date: 2009-02-11 10:18 pm (UTC)
From: [identity profile] flying-bear.livejournal.com
Я в этом отношении фаталист. Если Наверху решат, что мне необходимо прочесть Vita Nostra, ну, значит, я окажусь когда-нибудь в такой ситуации, когда деваться некуда - скажем, восемь часов в полете, и нет другого чтива - и потом выйду из самолета начитанный и просветленный. Совершенно не исключено.

Date: 2009-02-12 02:46 am (UTC)
From: [identity profile] lee-bey.livejournal.com
Ну... Логично.

Date: 2009-02-11 09:19 pm (UTC)
From: [identity profile] pani-sianna.livejournal.com
Я читала эту книгу, как "либретто" компьютерной игры. Мне понравилось - крепкий социально-ролевой симулятор с элементами боевика, что-то вроде "Fallout 3". При таком прочтении многие недостатки "Радиация действует не так, мутанты такими не бывают и так быстро не выводятся, и т.д., и т.п." не были замечены.

Date: 2009-02-12 06:50 am (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Эх, не повезло вам. Думаю, по причинам географическим Вы были лишены мощного стимула не читать этой книжки, а именно - шибко активного ее маркетингового продвижения. Вплоть до тошноты. Мощную промоактивнрость можно было сравнить со злоупотреблением парфюма в людных местах.
Мне это помогло даже близко не подходить.

Date: 2009-02-12 06:51 am (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
"парфюмом", конечно.

Date: 2009-02-12 09:59 am (UTC)
From: [identity profile] flying-bear.livejournal.com
Да, совершенно бесхитростно. Дали - ррраз, и прочитал.

Date: 2009-02-12 10:17 pm (UTC)
From: [identity profile] avrukinesku.livejournal.com
В веках останется комментарий Иванова-Петрова.

Date: 2009-02-12 10:19 pm (UTC)
From: [identity profile] flying-bear.livejournal.com
Да, я тоже оценил. Как говорит один мой друг, утюжок в валенок, и...

Profile

flying_bear: (Default)
flying_bear

July 2020

S M T W T F S
   1234
56789 10 11
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Aug. 2nd, 2025 03:55 am
Powered by Dreamwidth Studios