flying_bear: (норма)
[personal profile] flying_bear
Любое профессиональное сообщество имеет свои интересы, отличные от интересов общества в целом. Это порождает очевидные проблемы, но иначе ничего вообще не работает. Организмы едят друг друга, паразитируют друг на друге и делают друг другу еще многие гадости, но это не повод перемешать все в однородную протоплазменную мяшу. Мы не на планете Солярис. Да и нет, говорят, такой планеты. Лем все выдумал.

Также и научное сообщество имеет свои интересы и свои механизмы, обеспечивающие его относительную целостность и самостоятельность. Подавляющему большинству народонаселения в любой стране абсолютно по барабану, где и как расположены в комплексной плоскости нули дзета-функции, оно и слов таких не знает, поэтому, если ты хочешь иметь возможность поразмышлять над гипотезой Римана, ты должен ориентироваться на мнение некоторой, достаточно независимой от остального человечества, группы людей, которые одобряют и поддерживают такие размышления. Наука делается не отдельными учеными, а научным сообществом в целом, поэтому очень важно, чтобы связи внутри сообщества были достаточно прочными, а связи с обществом в целом не были разрушительными для внутренних связей. Грубо говоря, физика конденсированного состояния в стране возможна, пока для физиков, занимающихся конденсированным состоянием, различие взглядов на механизм высокотемпературной сверхпроводимости более значимо, чем разногласия в оценке результатов и перспектив текущей политической деятельности товарища Незнайки и господина Спрутса.

Именно так (более-менее) работало советское теорфизическое сообщество. Отношение к войне в Афганистане и взаимным бойкотам разнообразных олимпиад более-менее выносилось за скобки, и разногласия по этим вопросам более-менее не мешали обсуждению профессиональных проблем. Что и позволяло поддерживать одну из лучших теорфизик мира.

Сейчас случилось две беды. Во-первых, обесценилось до нуля само понятие профессиональной репутации (а это важнейший инструмент, обеспечивающий относительную самостоятельность профессионального сообщества - что-то вроде имунной системы, распознающей свое и чужое, в организме). Во-вторых, атмосфера в обществе в целом политизировалась до бесконечности, и политическая система распознавания свой-чужой вытеснила и убила все прочие. В результате, читаю бесконечные тексты условного коллеги на злободневные темы, тексты, явно не отмеченные печатью мудрости и благочестия, и думаю: Боже мой, так он же потом этой же головой про физику думает. Тамбовский волк ему коллега.

Ребята, это серьезно. Без науки останемся. Вообще. Нужно охранять и укреплять свою относительную культурную автономию от общества в целом - как это более-менее удавалось советским физикам.
Page 3 of 8 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] >>

Date: 2014-06-03 10:49 pm (UTC)
From: [identity profile] walewski33.livejournal.com
Бозоны там всякие, а тут живые свиньи, невинные души все ж! Да дело не в свиньях, сами в этот резонанс влезали, понятно, почему дохнут : страшно им.

Date: 2014-06-03 11:14 pm (UTC)
From: [identity profile] shkrobius.livejournal.com
Что за резонанс-то? Вы меня вконец заинтриговали.

Date: 2014-06-04 03:38 am (UTC)
From: [identity profile] bespechnoepero.livejournal.com
Моя лаба з краю, я ничого не знаю :)

(frozen)

Date: 2014-06-04 05:55 am (UTC)
From: [identity profile] kaktus77.livejournal.com
Понятно,что наука аполитична и аморальна, но это же не значит, что чел в науке должен быть аморален и аполитичен.
По существу, Вы утверждаете, что для того чтобы иметь развитую науку нужно, чтобы ученые перестали быть (полноценными) людьми. Чисто технология, да. И зачем нужна тогда такая наука?

 LJournalist #2472

Date: 2014-06-04 06:09 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] geky referenced to your post from  LJournalist #2472 (http://ljournalist.livejournal.com/675243.html) saying: [...] , и политическая система распознавания свой-чужой вытеснила и убила все прочие. С комментариями [...]

Date: 2014-06-04 07:02 am (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
В физике было 2 нациста - Штарк и вон Вейцзеккер (но не тот, кто позднее стал президентом ФРГ). Оба были из "третьей линии". Единственный "большой" физик, оставшийся в Германии - Гейзенберг, которого назначили глявой немецкого атомного проекта. Он его благополучно запорол, не потому что саботировал, а потому что элементарно наделал грубых ошибок.

В общем, говорить о серьезной теорфизике и математике в Германии между 1938 и 1955 годами не приходится.

Скажу больше. Тот уровень теорфизики, который был в Германии до 1938 не достигнут и сейчас.

Date: 2014-06-04 07:08 am (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Мне почему-то кажется, что критическая черта уже пройдена...

Date: 2014-06-04 07:13 am (UTC)
From: [identity profile] walewski33.livejournal.com
Магнитный, батюшка, магнитный, MRI

(frozen)

Date: 2014-06-04 07:21 am (UTC)
From: [identity profile] flying-bear.livejournal.com
Вы говорите что-то свое, вообще не связанное с моим текстом. Вероятно, пытаетесь решать какие-то свои психологические проблемы за мой счет.

Придется отобрать у Вас эту возможность. Нет времени на бессмысленные разговоры.

(frozen)

Date: 2014-06-04 07:26 am (UTC)
From: [identity profile] kaktus77.livejournal.com
Смешно.

(frozen)

Date: 2014-06-04 07:30 am (UTC)
From: [identity profile] flying-bear.livejournal.com
Да, был неправ. Глянул Ваш журнал.

Вы, оказывается, профессиональный клоун. Тогда оставайтесь с нами, просто отвечать больше не буду.

Date: 2014-06-04 07:52 am (UTC)
From: [identity profile] pffnzrpb.livejournal.com
Еще Ленард, Йордан и наверняка еще много других, менее известных.

Date: 2014-06-04 08:15 am (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Да, извините, про Ленарда и Йордана забыл. Последний был одним из зачинателей квантовой теории поля. Про менее известных не знаю. Но для такой научной державы, какой была Германия в 1930х, КМК, это не так уж и много...

Date: 2014-06-04 08:25 am (UTC)
From: [identity profile] aka-b-m.livejournal.com
В 1930-х в Европе был парад диктатур - от Португалии до Эстонии. А в 38 уже три года как были нюрнбергские законы. И конференцию в Эвиане собрали летом 38-го не без оснований. А ещё раньше был Версальский мир и "это не мир, а перемирие на 20 лет" (Фош, кажется).

Date: 2014-06-04 08:25 am (UTC)
From: [identity profile] mosaika-55.livejournal.com
Я думаю, Вы не совсем правы. Культурная автономия физиков была. Она объясняется тем, что физики решали задачи, которые ставили
перед ними власти. Сейчас задач нет. Это причина. Физиков перестали выделять из общей массы. Это следствие.

Date: 2014-06-04 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] congwangluobiji.livejournal.com
Была гонка вооружений. Атомный проект. Термоядерный проект.

Как только с термоядерным проектом стало всё ясно, запад тут же переключился на гражданские технологии. А в СССР наступила эпоха лириков.

Это потому что главной задачей было построение коммунизма.
"Через 20 лет," - пообещал Никита Сергеевич.

Через 20 лет наступил 1985-й. Перестройка.
Edited Date: 2014-06-04 08:44 am (UTC)

Date: 2014-06-04 08:56 am (UTC)
From: [identity profile] flying-bear.livejournal.com
"физики решали задачи, которые ставили перед ними власти"

Тут почему-то все считают, что могут ставить физикам задачи. Они и слов-то не знают таких, в которых эти задачи формулируются. И раньше, естественно, не знали. "Давайте сделаемся сильномогучими и покажем кузькину мать мировому империализьму" - это не задача для физиков. Физики задачи могут ставить только сами себе. Потом они могут убедить власти, что такие-то и такие-то направления будут способствовать кузькиной матери и нуждаются поэтому в поддержке. А могут и не убедить.

Date: 2014-06-04 09:00 am (UTC)
From: [identity profile] flying-bear.livejournal.com
Какое все это имеет отношение к культурной автономии науки? И причем тут вообще технологии?

Нет, я примерно представляю, что Вы имеете в виду, и причем, по-Вашему, тут технологии, просто я с такой картиной развития науки - что все определяется социальным заказом, и в особенности военным, - категорически не согласен. Я не марксист, не обязан верить, что наука движется практическими нуждами.

Date: 2014-06-04 09:07 am (UTC)
From: [identity profile] mosaika-55.livejournal.com
"Давайте напишем письмо начальству, возвышенное до глупости". Это Флёров. Я мимо плаката пару раз в неделю прохожу.
На физиков у меня сложился устойчивый взгляд. За многие годы.

Date: 2014-06-04 09:09 am (UTC)
From: [identity profile] mosaika-55.livejournal.com
Объективная истина существует не только в марксизме. Или наука определяется социальным заказом, как считал Келдыш, или нет, как считал Арцимович.

Date: 2014-06-04 09:12 am (UTC)
From: [identity profile] congwangluobiji.livejournal.com
Коммунизм - это не практическая нужда. Это вопрос статуса учёного, который приходит к боссу, а тот говорит: да ты расслабься, нам сейчас всего важнее коммунизм построить. И ведь не откажешься.
Так возникла тема для дискуссии физиков и лириков. И ведь лирики победили.

Date: 2014-06-04 09:12 am (UTC)
From: [identity profile] buddha239.livejournal.com
Лично - в смысле, не в интернете? Тогда удивительно.

Date: 2014-06-04 09:15 am (UTC)
From: [identity profile] buddha239.livejournal.com
Так смысла большого не было. Я вот на работе политику не обсуждаю - потому что вряд ли услышу что-то сильно нетривиальное.

Date: 2014-06-04 09:17 am (UTC)
From: [identity profile] flying-bear.livejournal.com
> На физиков у меня сложился устойчивый взгляд. За многие годы.

У меня тоже. Про себя, однако, я знаю, на основании чего он сложился, а про Вас - нет. Поэтому, кроме еще одного подтверждения, что взгляды бывают разные, в том числе, и на физиков, ничего извлечь из этого замечания не могу.

Date: 2014-06-04 09:18 am (UTC)
From: [identity profile] flying-bear.livejournal.com
Ну вот не везет мне на знакомых.
Page 3 of 8 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] >>

Profile

flying_bear: (Default)
flying_bear

July 2020

S M T W T F S
   1234
56789 10 11
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Aug. 2nd, 2025 03:50 am
Powered by Dreamwidth Studios